kotirka (kotirka) wrote,
kotirka
kotirka

Categories:

Как мы пишем-9, или В здоровом теле- здоровый дух

- Для придания объёма персонажу и многоплановости тексту используется телесность,- сказала руководительница Мика и прислонила к спинке пластмассового кресла плотный лист бумаги.- Сегодня мы будем писать через физические ощущения.

Для начала все сели на стульях прямо, поставив обе ноги на пол, и прислушались к своим физическим ощущениям. Прошлись мысленно по всему телу, снизу вверх и обратно, обращая внимание на места, где присутствуют ощущения. Где удобно? Где нет? Что-то мешает? Приятно? Крокодил от головы до хвоста оказался длиннее, чем от хвоста до головы, потому что спереди оказалось лицо, с губами, носом, ушами, лбом и щеками. Там ощущалось, горело, кололось и чесалось. Очень много разных мелких ощущений привлекало внимание, разные части тела, заметив, что к ним прислушались, громко заявили о себе.

Теперь нам предстояло написать об одном из них.

Я писала о ступнях. Как они стоят на полу и страшно мне мешают. Вообще- то такая поза считается очень правильной, она придаёт устойчивость и уверенность всему телу. Позволяет нам заземлиться, ощутить уверенность, внушаемую незыблемой почвой под ногами. Все медитации начинаются с указания: «примите удобную позу, сядьте прямо, поставьте ноги на пол, расслабьтесь». Подчеркните в этой фразе взаимоисключающие действия...

Все ощущения и переживания так или иначе связаны с нашим телом, и осознаются через него. Поэтому, когда Мика принялась записывать под нашу диктовку телесные устойчивые выражения в соответствующих местах, получился человечек.

Выражения надо было вспомнить все, и неприличные тоже. С высоко поднятой головой, держать в голове, головомойка. С больной головы на здоровую. Волосы встали дыбом. Очевидные вещи, глаз за глаз, подставить вторую щёку. Совать нос, насторожить ухо, по уши в грязи. Держать рот на замке, набрать воды в рот. Прикусить язык, держать язык за зубами, иметь на кого-то зуб. Раскатать губу. Жестоковыйный. Сидеть на шее. Поперёк горла. Сердце замерло в груди, молод душой, душа радуется, душа просит, душа поёт, на душе тяжело, душа ушла в пятки. (Только в русском эмоциональная душа бродит по организму, иврит в этом смысле гораздо практичнее). Тяжело на сердце, скрепя сердце. Сердце, как и душа, просит, радуется и поёт, помнит, чует и подсказывает. Оно вообще, судя по устойчивым выражениям, в использовании заменяет мозг, который, из всех возможных вариантов, разве что кипит.

Такая себе народная прикладная анатомия. Народ вообще в анатомии разбирался испокон веку поверхностно, в основном сосредоточившись на передней, видимой и наиболее используемой части. Дышать полной грудью. Гора с плеч, подставить плечо, плечом к плечу, камень за пазухой. Подать руку помощи. Золотые руки, левые руки, одной левой, руки из задницы. Обводить вокруг пальца, не стоить и мизинца.

Спина практически не используется, её только защищают.

В иврите некоторые функции сердца и мозгов выполняет живот, а вот мы животом для выражения эмоций не пользуемся, мы детализируем, о какой именно требухе идёт речь. Так, из внутренних органов в дело пошли лишь сердце, печень ( печёнкой чую, сидеть в печёнках), кишки (марш играют, лезть в кишки). Голубая кровь, толстая кожа. Рубашка к телу ближе.

Зато в иврите очень мало используется нижний бюст, в русском он многоцелевой и очень используем: пойти в задницу, прикрывать задницу, есть задницей, руки из задницы, находиться в глубокой заднице, жить в далёкой попе, геморрой-головная боль. Радости полные штаны.

Ноги используются в основном для настроения, храбрости и уверенности: встать с левой ноги, открывать дверь ногой. Стоять обеими ногами на земле. Коленки дрожат, душа в пятках.

Иврит в этом плане распределяет нагрузку равномернее.

Нарисовав таким образом состоящего из телесных эмоций человека, мы приступили к следующему заданию. Надо было выбрать одно выражение, и о нём написать.

Я писала об ивритском выражении, не имеющем эквивалента в русском: бабочки в животе. Так говорят, описывая волнение, такой трепет предвкушения, иногда переходящий в панику. Перед встречей или выступлением, когда пульс учащается, а в животе наступает такое... ну, будто бабочки порхают, перелетая с места на место. Пока этого выражения не знаешь, такого не ощущаешь, волнуешься другими частями тела, а познакомишься с ним- и прямо чувствуешь, как в животе заводятся бабочки. Живите теперь с этим.

Они там возятся, отвлекая внимание от внешних причин для волнения внутрь себя, не давая погрузиться слишком глубоко. Так ребёнок теребит увлёкшуюся разговором маму, напоминая ей: «я тут, не бросай меня!»

Группе понравилось примерять на себя всякие «телесные» выражения и составлять рассказы с их использованием. Все рвались поделиться выявленными частями тела, которыми они переживают различные эмоции, и своими соображениями по этому поводу. Но время подошло к концу, и пришлось прервать дозволенные речи.

В качестве домашнего задания мы должны отредактировать один из уже написанных текстов, добавив в него «телесности». Интересно, что получится...
Tags: Литературный кружок
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments